10.01.2022г
ПРЕДМЕТ: " ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА С ОСНОВАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ."
Преподаватель Пархоменко Лариса Ивановна
ГРУППА № 410 темы уроков: " Назначение и виды шпоночных соединений.", " Назначение и квалификация подшипников скольжения."
Изучить материал и составить краткий конспект.
Назначение и виды шпоночных соединений.
Шпоночное соединение образуют вал, шпонка и ступица колеса (шкива, звездочки и др.). Шпонка представляет собой стальной брус, устанавливаемый в пазы вала и ступицы. Она служит для передачи вращающего момента между валом и ступицей. Основные типы шпонок стандартизованы. Шпоночные пазы на валах получают фрезерованием дисковым или концевыми фрезами, в ступицах протягиванием.
Достоинства шпоночных соединений.
-простота конструкции, дешевизна и сравнительная легкость монтажа и демонтажа, вследствие чего их широко применяют во всех отраслях машиностроения.
Недостатки шпоночных соединений.
- шпоночные пазы ослабляют вал и ступицу насаживаемой на вал детали (из-за этого приходится увеличивать толщину ступицы и диаметр вала). Ослабление вала обусловлено не только уменьшением его сечения, но главное, значительной концентрацией напряжений изгиба и кручения, вызываемой шпоночным пазом.
шпоночные соединения нарушают центрирование колеса на валу (для этого приходится применять две противоположные шпонки;
По конструкции шпонки подразделяют на:
- призматические со скругленными и плоскими торцами с одним плоским, а другим скругленными эти шпонки не имеют уклона и их закладывают в паз, выполненный на валу — шпонки имеют отверстия для их закрепления). Шпонки рекомендуются для более точных соединений.
Призматические направляющие шпонки с креплением на валу применяют в подвижных соединениях для перемещения ступицы вдоль вала.
Рабочими являются боковые, более узкие грани шпонок высотой h. Размеры сечения шпонки и глубины пазов принимают в зависимости от диаметра d вала.
Шпонку запрессовывают в паз вала. Шпонку с плоскими торцами кроме того помещают вблизи деталей (концевых шайб, колец и др.), препятствующих ее возможному осевому перемещению. Призматические шпонки не удерживают детали от осевого смещения вдоль вала. Для фиксации зубчатого колеса от осевого смещения применяют распорные втулки, установочные винты и др.
Назначение и квалификация подшипников скольжения.
Подшипники скольжения – это опоры вращающихся деталей, которые работают в условиях скольжения поверхности цапфы по поверхности подшипника.
Форма рабочей поверхности подшипника скольжения так же, как и форма цапфы вала, может быть: цилиндрической; плоской; конической;сферической.
словия работы и виды разрушения подшипников скольжения
Вращению цапфы в подшипнике противодействует момент сил трения. При этом нагревается подшипник и цапфа. Теплота выделяется через корпус подшипника и вал, переносится со смазывающей жидкостью. Повышение температуры снижает вязкость смазки, увеличивая вероятность заедания цапфы в подшипнике, что приводит к выплавленною вкладыша. Основной причиной его выхода из строя подшипника является перегрев.
Достоинства подшипников скольжения:надежно работают в высокоскоростных приводах;способны воспринимать большие ударные и вибрационные нагрузки;бесшумность работы;сравнительно малые радиальные размеры;простота конструкции.
Недостатки подшипников скольжения: требуют постоянного надзора из-за высоких требований к смазыванию и опасности перегрева; значительные потери на трение в период пуска и при несовершенной смазке; большой расход смазочного материала.
На предприятиях изготавливают три типа узлов, исходя из материала изготовления; размеров втулок, колец; типов вкладышей; конструктивных особенностей:
- линейный с цилиндрическим стержнем. Это опора, которая действует в прямолинейном направлении и обеспечивает работу при больших перемещениях и значительных нагрузках;
- сферический. Он запускает процесс трения на маленькой скорости и допускает небольшой перекос в оси. В основном он используется в изделиях с колебательным движением (качение).
- упорный. Опора с таким подшипником еще называют подпятником. Она применяется в машинах, где изначально задана определенная жесткость .
Изделия классифицируют по следующим параметрам:
- По форме отверстия. В зависимости от целей эксплуатации, просветы подшипников бывают: со смещенным центром (для монтажа вала); с поверхностью, которая сдвинута в сторону; с одной или несколькими плоскостями).
- По направленности реакции (осевые, продольные и комбинированные).
- По конструкции (неразъемные, разъемные для необходимости монтажа, встроенные, когда элемент является частью агрегата).
- По регулировке (без настройки и с функцией изменения внутреннего зазора при выработке).
- По виду материала для скольжения (гидростатические, гидродинамические, газостатические, газодинамические и с твердой смазкой).
Комментариев нет:
Отправить комментарий