суббота, 13 ноября 2021 г.

                                                                 13.11.2021г.

ПРЕДМЕТ: "ГЕОГРАФИЯ."

Преподаватель: Пархоменко Лариса  Ивановна.

ГРУППА № 401   темы уроков: " Транспортный  комплекс и его структура.", "Географические особенности развития мирового транспорта."

Изучить материал и составить краткий конспект.

Транспорт  является третьей составной частью материального производства после промышленности и сельского хозяйства. Транспорт оказывает огромное влияние на мировое хозяйство, географическое разделение труда, размещение отраслей производства, международную интеграцию. Транспорт остается одной из важнейших отраслей экономики любого государства. На мировом транспорте занято примерно 105 млн. чел. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится примерно 45,7 трлн. т грузов и 1,2 трлн. пассажиров.

 Мировая транспортная система– совокупность всей транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и систем управления в совокупности. Мировая транспортная система сформировалась в XX веке. Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км.

  В мировом масштабе по грузообороту лидирует морской транспорт, на его долю приходится около 63%, далее железнодорожный – 16,5%, автомобильный – 8,5%, трубопроводный – 11%, внутренний водный транспорт – 3%, воздушный – 0,1%.

- протяженность автомобильных дорог – 24 млн км,

- железнодорожных путей – 1,25 млн км,

- трубопроводов – 1,9 млн км,

- воздушных путей – 9,5 млн км,

- речных – 0,55 млн км.

Транспортная система экономически развитых стран имеет сложную структуру и представлена почти всеми видами транспорта. Транспортная сеть развивающихся стран в основном соединяет районы добычи минерального сырья или районы развития плантационного хозяйства с портовыми городами.

Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74% мирового грузооборота.

В эпоху НТР увеличились скорости транспорта, возросли показатели грузоподъемности, комфорта и пр.

   Виды транспорта по географическим сферам применения:

1. Сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, гужевой, пр.).

2. Водный (морской, речной).

3. Воздушный (авиационный, вертолетный, канатный).

                       Географические особенности развития мирового транспорта.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Масштабы ее очень велики.

Во-первых, это относится к мировой транспортной сети, общая протяженность которой приближается к 50 млн км . Во-вторых, это относится к транспортным средствам. Достаточно сказать, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляют 200 тыс. локомотивов и миллионы железнодорожных вагонов, по автодорогам — свыше 800 млн автомобилей, по морским трассам — более 80 тыс. судов, а по воздушным трассам — более 20 тыс. рейсовых самолетов. Общая грузоподъемность всех перевозочных средств мирового транспорта уже превысила 1,5 млрд тонн. В-третьих, это относится к работе транспорта, который ежегодно перевозит свыше 100 млрд т грузов и более триллиона пассажиров. Да и на самом транспорте занято не менее 100 млн человек (что можно сравнить со всем населением Мексики).

Научно-техническая революция оказала большое воздействие на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место (около 4/5) теперь принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте — морскому транспорту (почти 2/3). Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении существуют большие различия.

В мировой транспортной системе можно выделить две главные подсистемы — развитых и развивающихся стран.

Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще выше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4Д мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота. Для этой транспортной подсистемы характерен также высокий технический уровень.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие количественные и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % длины мировой транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено около 1/5 мирового парка автомобилей. От колониальной эпохи они унаследовали также более низкий технический уровень транспортной сети (паровозная тяга, узкая колея на железных дорогах, грунтовое покрытие на автодорогах). И в целом транспорт в этих странах относится к отстающему сектору экономики.

Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют несколько региональных транспортных систем. Наиболее высокого уровня развития среди них достигли транспортные системы Северной Америки и зарубежной Европы. В зарубежной Азии единая транспортная система находится еще на стадии формирования. Основу ее образуют системы Японии, Китая и Индии.

В странах СНГ также сложилась особая региональная транспортная система, основу которой составили единая транспортная система СССР. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по общим размерам грузооборота эта система занимает более видное место прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. В качестве основного ядра этой региональной транспортной системы выступает транспортная система России — одна из самых больших в мире. Достаточно сказать, что по размерам грузооборота (4,9 трлн т* км) она уступает только системам США и Китая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 15.03.2024г.                Предмет " ОСНОВЫ  ИНЖЕНЕРНОЙ   ГРАФИКИ" ГРУППА № 610 Темы уроков: " Виды нормативов  и  техничес...