вторник, 8 июня 2021 г.

                                                    08.06.2021, 09.06.2021, 11.06.2021

ПРЕДМЕТ: " ГЕОГРАФИЯ"                                               ГРУППА № 305 

Тема урока: " Агропромышленный комплекс".

Изучить материал и составить краткий конспект.

Агропромышленный комплекс (АПК), Сельскохозяйственное производство (СХП) — крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя.Для выживания человеческой цивилизации в определённый период времени человечеством началось масштабное интенсивное возделывания земли, монокультуры, организованное орошение, и использование специализированного труда, звания специалистов сельского хозяйства в том или ином регионе мира. Интенсивное сельское хозяйство то есть организованное сельскохозяйственное производство позволяет сохранить жизнь в общине (племени), а позднее народов и народностей, государств мира, содержать гораздо большую плотность населения, чем при использовании методов охоты и собирательства или войны, а также даёт возможность для накопления избыточного продукта для межсезонья, использования, или продажи/обмена между людьми или племенам и народами.

Сельскохозяйственное производство это совокупность отраслей экономики государства и страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку её потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство.

АПК включает, по мнению некоторых, четыре сферы деятельности:

  • Сельское хозяйство — основа (ядро) АПК, которое включает растениеводствоживотноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и так далее.
  • Отрасли и службы, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства и материальными ресурсами: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, химикатов и другим.
  • Отрасли, которые занимаются переработкой сельскохозяйственного сырья: пищевая промышленность, отрасли по первичной переработке сырья для лёгкой промышленности.
  • Инфраструктурный блок — производства, которые занимаются заготовкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой, хранением, торговля потребительскими товарами, подготовка кадров для сельского хозяйства, строительство в отраслях АПК.

Взаимосвязь отраслей агропромышленного комплекса:

Также, важнейшей проблемой агропромышленного комплекса является обеспечение энергосбережения.

Тема урока: " География мирового растениеводства и животноводства."

Изучить материал и составить краткий конспект.

Растениеводство включает в себя полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, кормопроизводство и др. отрасли. Иногда как синоним применяют понятие «земледелие».

Максимальные площади в России занимают зерновые культуры. Общий сбор зерна в 2000 г. составил 65,4 млн т, это почти в 2 раза меньше, чем в 1990г. Больше всего зерна собирает Поволжский район, на втором месте Северный Кавказ. Наибольшее количество зерна дает Краснодарский край — более 10% всего сбора.

На первом месте по площадям и урожаю стоит пшеница. Пшеница может быть озимой (посеянной осенью, под зиму) и яровой, посевы которой осуществляются весной. Основным рубежом, где озимая пшеница уступает площади яровой, считают Поволжский район. К востоку от Волги яровой пшеницы гораздо больше. Урожайность (сбор зерна в центнерах с 1 га) у озимой пшеницы почти в 2 раза выше, чем у яровой.

На втором месте по посевным площадям и сборам зерна стоит ячмень. Это очень неприхотливая культура с коротким периодом созревания, поэтому его высевают повсеместно. Третье место в последние годы занимает овес. Он распространен в пределах южной части лесной зоны и в лесостепи. Его значение как продовольственной культуры все время возрастает. На четвертом находится истинно русская культура, по которой СССР стоял на первом месте в мире, — рожь. Сейчас ее посевы намного меньше, так как она менее урожайна, чем пшеница и ячмень. Но наиболее благоприятные условия ее выращивания создаются в тех районах, где для пшеницы они менее пригодны (Нечерноземная зона — Центральный, Волго-Вятский районы, север Поволжского и Уральского районов).

Особую категорию составляют крупяные культуры. К ним относятся гречиха (выращивается повсеместно от широты 57° до 44° в Европейской части страны), просо (засухоустойчивая культура, поэтому посевы ее размещены в районах сухой степи), рис (наоборот, требует очень большого количества воды, поэтому выращивается на заливаемых полях-чеках в дельте Кубани, Волги, Терско-Сулакском междуречье, Приханкайской низменности).

К широко распространенным в России зернобобовым культурам относятся горох (черноземные районы) и соя (низменные районы юга Дальнего Востока и поливные участки на Северном Кавказе).

Технические культуры. Подразделяются на волокнистые (лен-долгунец), сахароносные (сахарная свекла) и масличные (подсолнечник, рапс, горчица, лен-кудряш). Исходя из эколого-сельскохозяйственных особенностей выращивания льна-долгунца, основные его посевы сосредотачивают на самых хороших почвах в Центральном районе (Тверская и Смоленская области). Ранее он имел распространение от Псковской области до Красноярского края. Сахарная свекла, как лен, трудоемкая культура, требующая плодородных почв и достаточно много воды, а ранней осенью еще и солнца, поэтому основные районы ее размещения Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский. Подсолнечник выдерживает более засушливый климат, в связи с этим его стараются разместить несколько южнее, чем сахарную свеклу, то есть в Северо-Кавказском районе, на юге Центрально-Черноземного и Поволжского. Рапс сеют в лесной зоне, горчицу в Волгоградской области, лен-кудряш — на юге Западной Сибири.

Картофель по своему размещению имеет зональную специализацию (центр Европейской части России) и азональную (потребительскую), то есть выращивается вблизи крупных городов. Такое же примерно размещение имеют и овощи, но набор данной группы культур разный в зависимости от шшюты местности.

Большая часть садов, виноградников размещена в южных районах нашей страны. В Краснодарском крае (Сочи) есть плантации чая.

Животноводство

В своем составе животноводство имеет гораздо больше отраслей, чем растениеводство: выращивание крупного рогатого скота (скотоводство), свиноводство, овцеводство, птицеводство, коневодство, козоводство, оленеводство, шелководство, рыбоводство, звероводство и т. п.

В настоящее время животноводство испытывает некоторый подъем после значительного спада, вызванного экономическим кризисом и значительным увеличением импорта животноводческой продукции. Улучшение ситуации связывают с падением курса рубля в 1998г., когда более дешевая российская продукция уже стала востребованной на рынке.

Коневодство как продуктивное направление отрасли (мясо, молоко) распространено у большинства народов алтайской языковой семьи (тюркская и монгольская языковые группы). Оленеводство характерно для северных тундровых и таежных районов.

В третью сферу АПК входят пищевая промышленность и легкая промышленность. Как правило, все отрасли пищевой промышленности можно разделить на те, которые ориентируются на источники сырья, и те, что производят малотранспортабельную.

Тема урока: "География транспорта" 

Изучить материал и составить краткий конспект.

География транспорта — научная дисциплина, раздел экономической географии, изучающий транспортно-географические процессы, структуру транспорта, особенности его размещения, уровень транспортной обеспеченности.

Объектами географии транспорта являются территориальные и региональные транспортные системытранспортные потоки, распространение отдельных видов транспорта, влияние транспортных процессов на развитие народного хозяйства в территориальном аспекте.

Предметом изучения географии транспорта является пространственное взаимодействие различных элементов территориальной транспортной системы, которое проявляется в виде транспортно-географических отношений (транспортное тяготение, пространственная удалённость, транспортно-географическое положение, транспортные доступность, связность и проницаемость территории).Предшественники современной географии транспорта стали работы И.КольЛ.ЛаланнФ.РатцельА.Геттнер.

А.Геттнер (1894) определил географию транспорта как учение о географическом распространении транспортных объектов, их различиях на разных участках земного пространства.

Последующие работы К. Дове (1905) и К. Гассерт (1913) вычисляли плотность транспортной сети разных стран, в других работах изучали направления и величины транспортных потоков, учитывали транспортную доступность.

Наиболее известные отечественные (советские и российские) географы-транспортники: С. В. Бернштейн-Коган, Л. И. Василевский, И. В. Никольский, Н. Н. Казанский, С. Б. Шлихтер, С. А. Тархов, В. Н. Бугроменко, Б. Л. Раднаев, Г. А. Гольц.

Э. Ульман (1954) считал задачами географии транспорта анализ транспортных связей различных территорий (их пространственного взаимодействия) путём изучения направления и размеров транспортных потоков, анализ транспортных тарифов, изучение влияния природных условий на формирование и функционирование транспортных систем и влияния транспорта на развитие экономики регионов и стран. Вел понятие триада Ульмана: комплементарность, промежуточные благоприятные возможности, транспортабельность.

В 1960—1970-х годах ведущими направлениями исследований географии транспорта стали:

  • анализ конфигураций транспортных сетей (сетевой анализ),
  • моделирование и имитация транспортных потоков и транспортного тяготения,
  • анализ иерархии транспортных узлов.

В 1980-90-х годах сформировалась социальная география транспорта, которая изучает поведенческие и социальные аспекты перемещения людей, в том числе особенности индивидуального выбора видов транспорта и маршрутов поездок, индивидуальные оценки расстояний; процессы принятия решений о размещении транспортных объектов; пространственные особенности подвижности населения.

С начала 1990-х годов — анализ инфраструктурной обеспеченности транспортных проектов, транспортной подвижности людей.

Возникло новое направление географии транспорта — география городского транспорта. На стыке с географией сферы услуг изучаются особенности размещения телекоммуникационных систем.

Географии транспорта занимается выработкой планов и рекомендаций по совершенствованию размещения производства и расселения населения с точки зрения минимизации транспортных издержек, оптимизации транспортных потоков в рамках существующих территориальных транспортных систем, развитию транспортных систем всех уровней.

Тема  урока: " Транспортный комплекс и его структура."

Изучить материал и составить краткий конспект.

Транспортный комплекс — это территориальное объединение взаимосвязанных видов транспорта, которые удовлетворяют потребности общественного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. В его состав входит также совокупность путей сообщения, подвижного состава, средств управления и связи, разнообразное техническое оснащение, которое обеспечивает роботу всех видов транспорта.Пространственная зависимость разных транспортных сетей от территориальной организации продуктивных сил влияет на территориальную организацию транспорта в целом и его отдельных элементов в частности. Это влияние отражается в существовании первичных форм пространственного сосредоточения транспорта — транспортных узлов и пунктов.

Транспортный узел следует рассматривать как комплекс транспортных сооружений в пункте, где сходятся, пересекаются или разветвляются не менее чем три линии одного или двух видов магистрального транспорта, которые, взаимодействуя, выполняют операции относительно обслуживания транзитных и местных перевозок грузов и пассажиров.В состав транспортного узла входят также сооружения местного и промышленного транспорта. В зависимости от видов транспорта, которые стыкуются, узлы разделяют на железнодорожно-автодорожные (Львов, Харьков), железнодорожно-водно-автодорожные (Одесса, Киев, Николаев, Херсон) и водно-автодорожные (Ялта, Алушта, Канев). К ним может примыкать воздушный и трубопроводный транспорт.Транспортный пункт — один из важных и наиболее распространенных элементов территориальной структуры разных видов транспорта (железнодорожные станции, морские и речные порты, речные пристани, аэропорты, автостанции). Главные функции транспортных пунктов — экономические (обслуживание перевозок грузов и пассажиров), технологические (перегрузка грузов с одного вида транспорта на другой), технические (удовлетворение технических потребностей движения транспортными средствами), а также перераспределение грузопотоков по направлениям. По характеру транспортные пункты подразделяют на грузовые, пассажирские и объединенные.

Автомобильный транспорт — это совокупность транспортных средств, путей, технических средств и сооружений (составов, погрузочно-разгрузочных пунктов, грузовых и пассажирских станций, средств связи и сигнализации и т.п.).

Этим видом транспорта осуществляют местные, междугородные и международные централизованные перевозки. Он обеспечивает транспортное обслуживание предприятий и населения во всех сферах хозяйственной деятельности. Автомобильный транспорт тесно связан с работой других видов транспорта. Перевозки на небольшие расстояния осуществляют преимущественно автомобильным транспортом.

Морской транспорт концентрируется исключительно на юге — на побережье Черного и Азовского морей, в так называемом Азово-черно-морском бассейне, который через протоки Босфор и Дарданеллы имеет выход в Мировой океан. Морской транспорт широко используется для международных и внутренних перевозок. Он реализует больше чем половину всех внешнеторговых связей страны и характеризуется высокой эффективностью перевозок сравнительно с другими видами транспорта.

Речной транспорт осуществляет перевозку грузов и пассажиров преимущественно внутренними водными путями. Эксплуатационная длина речных судоходных путей общего пользования за последние 10 лет сократилась в 1,5 раза и составляет 2,4 тыс. км.

Трубопроводный транспорт предназначен для транспортирования жидких, газообразных или твердых продуктов трубами на значительные расстояния. Трубопроводный транспорт подразделяют на магистральный (общего пользования) и технологический. Магистральный объединяет магистральные нефте-, нефтопродукто-, газопроводы и отводы от них, а также магистральные водоводы, предназначенные для транспортирования воды на большие расстояния. К технологическому транспорту принадлежат этилено-, аммиако-, углепроводы, пневмоконтейнерные линии и т.п..

Авиационный транспорт осуществляет скоростные перевозки пассажиров, почты и грузов на внутренних и международных воздушных линиях. Большое значение авиационный транспорт имеет в проведении сельскохозяйственных работ, борьбе с лесными пожарами, в службе наблюдения и т.п.. Основное преимущество авиационного транспорта — скорость и, как следствие, значительная экономия времени.

Тема урока: " Всемирные экономические отношения."

Изучить материал и составить краткий конспект.

 Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой международным географическим разделением труда. В свою очередь такое разделение труда находит выражение во всемирных экономических отношениях (ВЭО).

Всемирные экономические отношения иногда называют "кровеносной системой" мирового хозяйства. Они все время усложняются, приобретают новые формы. Экономика многих стран мира становится все более "открытой", т. е. втянутой в мировое хозяйство, в мирохозяйственные связи. Обычно о степени такой открытости судят по экспортной квоте, характеризующей долю экспорта товаров, услуг, капиталов в формировании ВВП. Наиболее высока экспортная квота в малых высокоразвитых странах Западной Европы (например, в Бельгии, Нидерландах она достигает 60-70%). У европейских стран "большой семерки" она также весьма высока (в ФРГ, Франции составляет от 20 до 30 %), тогда как в очень крупных странах с емким внутренним рынком эта доля обычно ниже (в США - 10%). В бывшем СССР экспортная квота составляла 15 % , в современной России она поднялась до 20 %. Решающую роль в формировании "открытой" экономики играет политика транснациональных корпораций (ТНК).

До начала 90-х годов основные черты географии всемирных экономических отношений определялись наличием в мировом хозяйстве трех "концентров": развитых капиталистических стран Запада, развивающихся стран и социалистических стран. Лидировали в ВЭО страны Запада, где находились главные ТНК, где сложились интеграционные группировки и находилось большинство стран с "открытой" экономикой. Роль развивающихся стран в ВЭО, несмотря на очень сильное их врастание в эти отношения, была подчиненной. Большинство из них оставалось аграрно-сырьевыми придатками стран Запада. Некоторое исключение составляли лишь ключевые развивающиеся страны и НИС. Что же касается группы социалистических стран, то, несмотря на предпринимавшиеся усилия, они так и не заняли во всемирных экономических отношениях подобающего им места.

В наши дни всемирные экономические отношения определяются прежде всего общим направлением Север - Юг (центр - периферия). При этом роль "ведущего" остается за Севером, "ведомого" - за Югом. Хотя некоторое выравнивание соотношения между ними продолжается, оно протекает все еще довольно медленно.

Международная торговля. Международная (мировая) торговля - самая старая часть мирового хозяйства, которая в эпоху НТР приобрела, можно сказать, второе дыхание: по темпам роста она в 2-2,5 раза превышает производство. Под влиянием НТР большие изменения происходят и в товарной структуре мировой торговли. В первую очередь она заключается в уменьшении доли топлива, сырья и продовольствия и увеличении доли готовых изделий.

Товарная структура международной торговли, в %.

Продукция1960 г.1993 г.
Сырьевые товары и полуфабрикаты5525
В том числе:
  • продовольственное и сельскохозяйственное сырье
  • топливо

  • 10
    30

    9
    10
    Готовые изделия4575
    В том числе:
  • машины и оборудование

  • 22

    35


    Географическое распределение международной торговли определяется прежде всего соотношением между странами Севера и Юга, которое составляет 75 : 25. Из отдельных крупных регионов мира особо выделяется зарубежная Европа (более 50 % всей мировой торговли). На втором месте находится зарубежная Азия (22%), в первую очередь благодаря Японии, новым индустриальным и нефтедобывающим странам, на третьем (16%) - Северная Америка. Доля стран СНГ в мировой торговле составляет 3 %. В "первую пятерку" стран по размерам торговли товарами входят США, ФРГ, Япония, Франция и Великобритания. 

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий

     15.03.2024г.                Предмет " ОСНОВЫ  ИНЖЕНЕРНОЙ   ГРАФИКИ" ГРУППА № 610 Темы уроков: " Виды нормативов  и  техничес...